Статья 230. Оспаривание решений третейских судов

1. Правила, установленные в настоящем параграфе, применяются при рассмотрении арбитражным судом заявлений об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации (третейские суды).
2. Оспаривание в арбитражном суде решений третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть осуществлено лицами, участвующими в третейском разбирательстве, путем подачи заявления в арбитражный суд об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 233 настоящего Кодекса.

3. Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
5. В предусмотренных международным договором Российской Федерации случаях в соответствии с настоящим параграфом может быть оспорено иностранное арбитражное решение, при принятии которого применены нормы законодательства Российской Федерации, путем подачи заявления об отмене такого решения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства.

Комментарий к статье 230 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья определяет общие принципы производства по делам об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации. По общему правилу решение третейского суда может быть оспорено путем подачи заявления о его отмене в компетентный государственный суд в течение трех месяцев со дня получения такого решения стороной, подавшей заявление (ст. 40 Закона о третейских судах). Вместе с тем стороны могут исключить возможность проверки такого решения арбитражным судом, включив соответствующее условие в третейское соглашение либо сделав отсылку к правилам процессуального регламента постоянно действующего третейского суда (типового регламента для рассмотрения дела в третейском суде, созданном для разрешения конкретного спора, - ad hoc), в котором содержится норма об окончательности итогового юрисдикционного акта. В этом случае решение не может быть оспорено путем обращения с заявлением об отмене такого решения в государственный суд <1>.

--------------------------------
<1> Определение ВАС РФ от 29 декабря 2009 г. N ВАС-15525/09 по делу N А40-5722/09-39-68, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 мая 2011 г. по делу N А43-26843/2010.

Трехмесячный срок, установленный законом для подачи заявления об отмене решения третейского суда, распространяется только на стороны третейского разбирательства. В отношении иных лиц он не применяется. Судами было указано, что процессуальный срок для оспаривания третейского решения лицом, в отношении прав и обязанностей которого оно было принято, не может исчисляться с момента получения третейского решения одной из сторон третейского разбирательства <1>.

--------------------------------
<1> Определение ВАС РФ от 17 мая 2010 г. N ВАС-5417/10 по делу N А40-93326/09-8-758.

2. При рассмотрении дела по заявлению об оспаривании решения третейского суда арбитражный суд не наделен правом его пересмотра по существу <1>, он лишь устанавливает факты, с наличием которых законодательство связывает наступление правовых последствий в форме отказа в государственном признании результатов юрисдикционной деятельности, реализованной третейским судом (ст. 233 АПК РФ). Таким образом, оспаривание решений третейских судов по своему характеру является не пересмотром, а проявлением контрольной функции государственных арбитражных судов, осуществляемой строго в определенном законом порядке и объемах.

--------------------------------
<1> См., например: п. 12 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов // Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96 // Вестник ВАС РФ. 2006. N 3.

Объектом оспаривания могут стать:

- решение по существу спора, вынесенное третейским судом или международным коммерческим арбитражем на территории Российской Федерации;

- постановление третейского суда (международного коммерческого арбитража) об утверждении мирового соглашения, вынесенное в форме решения (арбитражное решение на согласованных условиях, предусмотренное ст. 30 Закона о международном коммерческом арбитраже);

- иностранное арбитражное решение, при принятии которого применены нормы российского законодательства (в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации);

- постановления международного коммерческого арбитража предварительного характера о наличии у него компетенции, о пропуске срока на заявление возражений по поводу компетенции суда на рассмотрение спора (см. комментарий к ст. 235 АПК РФ).

С учетом того что оспариванию подлежат решения третейских судов, т.е. судебные акты, вынесенные по существу третейского разбирательства <1>, не могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке, предусмотренном § 1 гл. 30 АПК РФ, постановления третейских судов, вынесенные в форме определений, а также постановления о прекращении третейского разбирательства без вынесения решения по существу спора. Вместе с тем в практике судов подобные случаи встречаются. Так, например, Арбитражным судом Астраханской области в порядке, установленном гл. 30 АПК РФ, отменено определение третейского суда о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения постоянно действующего третейского суда. ФАС Поволжского округа не нашел оснований для отмены соответствующего определения Арбитражного суда Астраханской области <2>. Заметим, что российское законодательство не предусматривает возможность пересмотра решений третейских судов по вновь открывшимся обстоятельствам.

--------------------------------
<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2009 г. N Ф04-1007/2009(918-А70-43) по делу N А70-4558/2008.
<2> Постановление ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. по делу N А06-4813/2010.

Не допускается оспаривание решения третейского суда в тех случаях, когда ранее арбитражным судом был выдан исполнительный лист на его принудительное исполнение (как было указано судами, при условии, что не имеется экстраординарных оснований и такое решение не нарушает основополагающих принципов российского права (публичного порядка Российской Федерации) <1>).

--------------------------------
<1> Постановления Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2010 г. N 15565/09 по делу N А57-3373/09-42; ФАС Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2010 г. по делу N А45-14079/2010.

3. Правом на оспаривание решений третейских судов обладают:

- лица, участвовавшие в третейском разбирательстве (стороны и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, привлеченные к участию в деле и присоединившиеся к арбитражному соглашению);

- лица, не участвовавшие в третейском разбирательстве, в том случае если таким решением нарушаются их права и законные интересы <1>. Так, например, органы местного самоуправления <2>, являющиеся заинтересованными по спорам о признании права собственности на самовольную постройку, могут обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов с заявлением об отмене решения третейского суда.

--------------------------------
<1> Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 июля 2006 г. по делу N А43-5994/2006-27-122; ФАС Московского округа от 29 апреля 2004 г. N КГ-А40/2877-04; ФАС Северо-Кавказского округа от 11 января 2006 г. N Ф08-6345/2005 и др.
<2> Постановление ФАС Уральского округа от 21 февраля 2007 г. N Ф09-910/07-С5 по делу N А60-30927/06.

4. При характеристике подведомственности рассматриваемой категории дел необходимо иметь в виду, что арбитражные суды вправе рассматривать заявления об отмене решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, вынесенных по экономическим спорам и иным делам, связанным с осуществлением экономической деятельности, и в тех случаях, когда такие решения приняты о правах и обязанностях физических лиц <1>.

--------------------------------
<1> Пункт 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.

5. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается арбитражным судом субъекта РФ, на территории которого принято решение третейского суда. В том случае, если в решении не указано место его принятия, то тогда им считается место третейского разбирательства (проведения слушания дела). Если заявление об отмене решения и заявление о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение поданы в один арбитражный суд, то последний может вынести определение об объединении дел по указанным заявлениям <1>.

--------------------------------
<1> Там же. П. 13.

Законодателем установлен срок, в течение которого допускается подача заявления (ходатайства) об отмене решения третейского суда (международного коммерческого арбитража) - три месяца с момента получения стороной арбитражного решения (ст. 40 Закона о третейских судах; ст. 34 Закона о международном коммерческом арбитраже). Данный срок не является пресекательным и может быть восстановлен по правилам ст. 117 АПК РФ <1>.

--------------------------------
<1> Определение ВАС РФ от 20 сентября 2010 г. N ВАС-12029/10 по делу N А56-79407/2009. О практике восстановления срока см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А42-7336/04-4.

6. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по делам об отмене решений третейских судов составляет 2 тыс. рублей. Арбитражные суды, исходя из имущественного положения заявителя, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

7. В качестве международного договора Российской Федерации, допускающего отмену иностранных арбитражных решений в арбитражном суде Российской Федерации, судами иногда рассматриваются Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961 г.) и Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.) <1>. Однако, как указал в 2004 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, ссылка на положения Конвенции ООН "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" является ошибочной, поскольку данная Конвенция не регулирует вопросы отмены иностранных арбитражных решений, но содержит критерии отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, которые могут использоваться заинтересованным лицом для защиты своих интересов против соответствующих требований <2>.

--------------------------------
<1> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2007 г. по делу N А05-4274/2007, от 25 июля 2007 г. по делу N А05-4274/2007.
<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. N 15359/03 по делу N А08-7941/02-18.

Федеральным арбитражным судом Московского округа было отмечено, что ст. IX Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. предусматривает возможность и основания отмены решения международного коммерческого арбитража и указывает, что такая отмена может быть произведена судом государства, по закону которого вынесено решение. Следовательно, данная норма международного договора предусматривает подведомственность этой категории споров судам Российской Федерации, при условии, что при вынесении иностранного арбитражного решения применяется законодательство РФ <1>. При этом для рассмотрения в арбитражном суде Российской Федерации заявления об оспаривании иностранного арбитражного решения необходимо наличие (причем одновременно) двух условий: 1) оспариваемое решение должно быть вынесено страной - участницей Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже; 2) при принятии оспариваемого иностранного решения должны быть применены нормы законодательства РФ <2>.

--------------------------------
<1> Постановление ФАС Центрального округа от 2 сентября 2003 г. N А08-7941/02-18.
<2> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2007 г. по делу N А05-4274/2007.

Практика применения п. 5 комментируемой статьи сложилась следующим образом. Решение иностранного арбитражного суда, при принятии которого были применены нормы законодательства РФ, может быть оспорено в арбитражный суд субъекта РФ с соблюдением правил подсудности в случаях, предусмотренных Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 г. (ч. 1 ст. IX). Круг участников Конвенции определяет перечень государств, на территории которых могут быть вынесены рассматриваемые решения. Арбитражный суд не вправе отменить решение международного коммерческого арбитража, если установит, что оно вынесено в государстве, не участвующем в Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. <1>. В этом случае производство по делу по заявлению об оспаривании решения иностранного арбитражного суда подлежит прекращению <2>.

--------------------------------
<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96. П. 10.
<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. N 15359/03.

Другой комментарий к статье 230 АПК РФ

1. АПК РФ не предусматривает возможности обжалования решений третейских судов в арбитражных судах. Обжалование решений третейских судов возможно лишь при наличии в рамках третейского разбирательства вышестоящей инстанции. В Российской Федерации у третейских судов обычно отсутствует вышестоящая инстанция третейского разбирательства, поэтому их решения не подлежат обжалованию (см. комментарий к ч. 1 ст. 233 АПК РФ).

Правила оспаривания решений третейских судов (международных коммерческих арбитражей), установленные в § 1 гл. 30 АПК РФ, кардинально отличаются от порядка и оснований обжалования решений арбитражных судов. Оспаривание решений третейских судов (международных коммерческих арбитражей) возможно не всегда. Основания оспаривания этих решений принципиально отличаются от оснований обжалования решений арбитражных судов, поскольку законность и обоснованность решений, принятых третейскими судами, а также проверка и исследование рассмотренных им доказательств не входят в предмет рассмотрения арбитражного суда при рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда (см. комментарий к ч. 4 ст. 232 АПК РФ). Исключением из этого правила является ситуация, когда неправильное применение третейским судом законодательства или принятие им решения, основанного на фальсифицированных доказательствах, повлекло нарушение основополагающих принципов российского права (см. комментарий к п. 2 ч. 3 ст. 239 АПК РФ).

В арбитражном суде может быть оспорено решение, принятое по существу спора постоянно действующим третейским судом (международным коммерческим арбитражем) или третейским судом, образованным сторонами специально для решения конкретного спора (ad hoc). Решения (постановления, определения) третейских судов (международных коммерческих арбитражей) предварительного характера о наличии или отсутствии у них компетенции не подлежат оспариванию в арбитражных судах (см. комментарий к ст. 235 АПК РФ). По результатам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда арбитражный суд может отказать в удовлетворении данного заявления либо вынести мотивированное определение об отмене решения третейского суда полностью или в части.

См., например: Постановления Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 9521/10, от 28.02.2006 N 11779/05.

Решение международного коммерческого арбитража может быть оспорено в арбитражном суде, только если место принятия им решения находится на территории Российской Федерации. При этом согласно ч. 2 ст. 231 АПК РФ в заявлении об отмене решения третейского суда (международного коммерческого арбитража) должны быть указаны как место его нахождения, так и место принятия им решения, которые могут не совпадать. Если постоянно действующий международный коммерческий арбитраж, образованный и имеющий постоянное местонахождение на территории Российской Федерации, провел заседания и вынес решение на территории иностранного государства, его решение не может быть оспорено по правилам § 1 гл. 30 АПК РФ. Арбитражные суды не вправе отменять решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территории иностранных государств. Согласно ст. ст. 6 и 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" отмена решения международного коммерческом арбитража за пределами места его вынесения невозможна (см. комментарий к ч. 5 данной статьи).

Решение третейского суда не может быть оспорено, если арбитражным судом был выдан исполнительный лист на его принудительное исполнение, поскольку при выдаче исполнительного листа арбитражный суд уже проверил основания для отказа в выдаче исполнительного листа, предусмотренные в ст. 239 АПК РФ, и счел решение третейского суда окончательным и подлежащим исполнению. Рассмотрение тех же оснований в процедуре отмены решения третейского суда означает пересмотр определения государственного арбитражного суда о выдаче исполнительного листа.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2010 N 15565/09 и N 15477/09.

2. Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов не связана с субъектном составом сторон третейского разбирательства, а зависит от наличия в рассмотренном третейским судом споре вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.

Арбитражный суд обладает компетенцией рассматривать заявления об отмене, о признании и принудительном исполнении решений третейских судов (международных коммерческих арбитражей), вынесенных по экономическим спорам и иным делам, связанным с осуществлением экономической деятельности, и в тех случаях, когда такие решения приняты в отношении прав и обязанностей физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

См.: п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов"; Постановления Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 12378/07, от 16.10.2007 N 4515/07, от 20.04.2010 N 17095/09.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" стороны третейского разбирательства вправе оспаривать в арбитражным суде решение третейского суда, если только они не согласовали, что это решение является окончательным. При наличии у сторон третейского разбирательства соглашения об окончательности решения третейского суда его оспаривание в арбитражном суде невозможно. В связи с этим, если арбитражный суд устанавливает наличие в третейском соглашении (арбитражном соглашении) положения о том, что решение третейского суда является окончательным, он прекращает производство по делу об отмене этого решения.

См.: п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов".

Несмотря на то что третейские суды не относятся к органам осуществления правосудия по смыслу ст. 118 Конституции РФ и не осуществляют государственную (судебную) власть, отказ от рассмотрения спора государственным судом на основании третейского соглашения и соглашение о невозможности оспаривания в государственном суде решения третейского суда сами по себе не нарушают гарантий, закрепленных в ст. 45 (ч. 2) и ст. 46 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что положения законодательства, исключающие возможность оспаривания решения третейского суда в арбитражном суде, при наличии в третейском соглашении положения об окончательности такого решения, не нарушают право сторон третейского соглашения на судебную защиту, закрепленное в ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ.

См.: Определения Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 N 1697-О-О, от 01.06.2010 N 754-О-О.

Передача спора на рассмотрение третейского суда путем заключения третейского соглашения сама по себе не является обстоятельством, исключающим возможность реализации конституционного права на судебную защиту. При заключении договоров с третейскими соглашениями (оговорками) субъекты гражданско-правовых отношений, реализуя право на свободу договора, добровольно отказываются от разрешения споров государственным судом, самостоятельно назначая арбитраж и арбитров, и принимают на себя обязательства подчиняться правилам, регулирующим порядок оспаривания и исполнения арбитражных решений.

См.: Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2001 N 204-О, от 09.12.1999 N 191-О.

Наличие у заинтересованных лиц права выбора между обращением в государственный суд или в третейский суд само по себе не может рассматриваться как нарушение ст. 45 (ч. 2) и ст. 46 Конституции РФ, а напротив, расширяет возможности разрешения споров в сфере гражданского оборота. В случае вынесения третейским судом решения по спору между сторонами их право на судебную защиту в государственном суде может быть реализовано впоследствии при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда либо при рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда в предусмотренных законодательством случаях.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П; Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 377-О-О.

Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от 26.05.2011 N 10-П, Президиум ВАС РФ подтвердил, что при заключении соглашения о передаче спора на рассмотрение третейского суда право на судебную защиту, закрепленное в ст. 46 Конституции РФ, обеспечивается возможностью обращения в предусмотренных законом случаях в государственный суд, в частности путем подачи заявления об отмене решения третейского суда либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 530/10.

Согласно практике Европейского суда по правам человека право рассмотрения спора исключительно в рамках третейского разбирательства само по себе не является нарушением ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на доступ к правосудию и публичное разбирательство в созданном на основании закона суде. Статья 6 данной Конвенции не исключает создание третейских судов с целью разрешения имущественных споров между частными лицами.

Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что понятие "суд", используемое в данной норме, включает в себя не только суд классического типа, встроенный в обычную структуру государственного правосудия, но и третейский суд. Статья 6 Конвенции допускает отказ от рассмотрения спора в государственном суде путем заключения третейского соглашения. Такое третейское соглашение должно быть добровольным, недвусмысленным и допускаться законодательством. Отказ от гарантий, закрепленных в ст. 6 Конвенции, должен исходить от самой стороны третейского соглашения и не может быть ей навязан. В связи с этим решение третейского суда не может быть вынесено в отношении имущественных прав тех лиц, которые сами не отказались от рассмотрения их спора в обычном государственном суде.

См.: Постановления Европейского суда по правам человека от 28.10.2010 по делу "Суда против Чешской Республики" (Suda v. the Czech Republic) (жалоба N 1643/06); от 03.04.2008 по делу "Риджент Кампани против Украины" (Regent Company v. Ukraine) (жалоба N 773/03); решение Европейской комиссии по правам человека Европейского суда от 04.03.1987 по делу "Р. против Швейцарии" (R. v. Switzerland) (жалоба N 10881/84); Постановления Европейского суда по правам человека от 08.07.1986 по делу "Lithgow and others v. the United Kingdom" (жалобы N 9006/80 и 9262/81); от 27.02.1980 по делу "Девеер против Бельгии" (Deweer v. Belgium) (жалоба N 6903/75).

Решение международного коммерческого арбитража согласно ч. 4 ст. 233 АПК РФ может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже. Международных договоров Российской Федерации об отмене решений международных коммерческих арбитражей не существует. Основания для отменены решения международного коммерческого арбитража закреплены в ст. 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже". В данной норме не содержалось, как в ст. 40 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", указания о том, что стороны арбитражного соглашения могут договориться об окончательности решения международного коммерческого арбитража. В связи с этим арбитражные суды исходили из того, что положения арбитражного соглашения об окончательности решения международного коммерческого арбитража не препятствуют сторонам оспаривать такое решение. Между тем в соответствии с изменениями, вносимыми в ст. 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", сторонам арбитражного соглашения предоставляется возможность согласовать окончательность для них решения международного коммерческого арбитража <1>.

--------------------------------
<1> Проект Федерального закона N 583004-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже".

См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 4325/10.

3. В ч. 2 ст. 230 АПК РФ указывается, что право на оспаривание решения третейского суда принадлежит лицам, участвующим в третейском разбирательстве. Между тем заявления об оспаривании решения третейского суда (международного коммерческого арбитража) вправе подавать не только стороны третейского разбирательства (третейского соглашения), но и заинтересованные третьи лица, которые не были стороной третейского соглашения и не привлекались к третейскому разбирательству. Третьи лица могут оспаривать решение третейского суда только при условии, что они представят арбитражному суду доказательства того, что данным решением затронуты их права и законные интересы.

В частности, решение третейского суда нарушает права третьего лица, если при рассмотрении спора, возникшего из вещных правоотношений, вынесено решение, затрагивающее права и обязанности этого лица. Если третейский суд при принятии решения об обращении взыскания на недвижимое имущество разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, которые не участвовали в третейском разбирательстве и не давали на него согласия, то данное решение содержит вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения, и нарушает основополагающие принципы российского права, к каковым в силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ относится право каждого участвовать в процессе, в котором рассматриваются вопросы о его правах и обязанностях (см. также комментарий к п. 3 ч. 2 и ч. 3 ст. 239 АПК РФ).

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П; Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2008 N 1086-О-П; Постановления Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 17990/09, от 02.11.2010 N 2209/10, от 08.12.2009 N 12523/09, от 31.03.2009 N 16778/08.

Заинтересованные третьи лица, которые не были стороной третейского разбирательства, вправе обжаловать в арбитражный суд кассационной инстанции определение арбитражного суда об отмене решения третейского суда или об отказе в отмене решения третейского суда, даже если они не привлекались арбитражным судом к участию по делу об отмене решения третейского суда (см. также: комментарий к ч. 5 ст. 234 АПК РФ).

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1435-О-О.

Заинтересованные третьи лица, не участвовавшие в третейском разбирательстве и не привлеченные арбитражным судом к участию по делу об отмене решения третейского суда или о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение, вправе обжаловать судебные акты, нарушающие их права и законные интересы, после вступления их в законную силу. Право третьих лиц на судебную защиту может быть реализовано после вынесения арбитражным судом определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение третейского решения. В данном случае обязательность судебного акта не является препятствием для его обжалования третьими лицами, поскольку он был вынесен без их участия, но в отношении их прав и обязанностей.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.2006 N 1-П; Постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2010 N 15565/09 и N 15477/09.

Третьи лица, не участвующие в третейском разбирательстве, а также в арбитражном суде в деле, по которому арбитражным судом был принят судебный акт об их правах и обязанностях, обязаны в силу ст. 42 АПК РФ представить доказательства наличия нарушенных прав и законных интересов. В частности, если третье лицо утверждает, что решением третейского суда нарушены его права и законные интересы в отношении здания, оно должно доказать наличие каких-либо прав на данный объект недвижимости, а следовательно, нарушения его прав и законных интересов обжалуемыми судебными актами. Трехмесячный срок на оспаривание решения третейского суда лицами, не участвующими в третейском разбирательстве, исчисляется с момента, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав решением третейского суда.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 15435/06, от 29.09.2010 N 17990/09; от 11.04.2006 N 10327/05.

Если в решении третейского суда содержатся положения как по вопросам, не относящемся к его компетенции (о правах и обязанностях третьего лица, не участвующего в третейском разбирательстве), так и по вопросам, охватываемым третейским соглашением, арбитражный суд обязан исследовать вопрос о том, могут ли эти вопросы быть отделены друг от друга.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2007 N 742/07.

Если арбитражный суд установит, что в решении третейского суда был разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не участвующего в третейском разбирательстве, это решение подлежит отмене им только в части, касающейся прав и обязанностей третьего лица. Основанием этому служит п. 3 ч. 2 ст. 233 АПК РФ, согласно которому при наличии возможности отделить в решении третейского суда вопросы, охватываемые третейским соглашением, от тех, которые не охватывающихся этим соглашением, арбитражный суд может отменить только ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, находящимся за пределами его компетенции.

См.: п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов"; Постановление Президиума ВАС РФ от 14.01.2003 N 2853/00.

Заинтересованное третье лицо вправе оспаривать решение третейского суда в арбитражном суде, несмотря на условие третейского соглашения об окончательности этого решения. Решение третейского суда нарушает права не участвующего в третейском разбирательстве третьего лица в процедуре банкротства, если влечет предпочтительное удовлетворение требований одного из кредиторов перед другими.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 N 2070/10.

Решение третейского суда, которое влечет утрату третьим лицом, не участвующим в третейском разбирательстве, возможности получить удовлетворение из имущества одной из сторон третейского разбирательства, арестованного государственным судом по ее иску, нарушает права третьего лица.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 12523/09.

4. Арбитражный суд вправе вынести определение об объединении дел по заявлениям об отмене решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в случае, если заявление об отмене решения и заявление о выдаче исполнительного листа поданы в один арбитражный суд.

См.: п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.12.2006 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов".

5. Арбитражные суды не обладают компетенцией отменять решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, вынесенные ими на территории иностранных государств, но вправе отказать в признании и приведении в исполнение этих решений на территории Российской Федерации в соответствии с положениями гл. 31 АПК РФ.

Международного договора об отмене иностранных арбитражных решений в Российской Федерации не существует. Нью-Йоркская конвенция 1958 г. "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" не регулирует вопросы отмены иностранных арбитражных решений, но содержит основания для отказа в признании и приведении в исполнение таких решений. Согласно Европейской конвенции 1961 г. "О внешнеторговом арбитраже" (ст. IX) иностранное арбитражное решение может быть отменено либо судом того государства, на территории которого оно было вынесено, либо судом того государства, по законодательству которого оно было вынесено. В соответствии со ст. IX данной Конвенции отмена решения третейского суда в одном государстве - участнике этой Конвенции является основанием для отказа в признании и приведении в исполнение этого решения в другом государстве - участнике Конвенции. При этом отказ в признании и приведении в исполнение решения третейского суда возможен только при условии, что это решение было отменено в соответствии с основаниями, закрепленными в данной норме.

См., например: Постановления Президиума ВАС РФ от 30.03.2004 N 15359/03, от 23.11.2010 N 9521/10.

Остались вопросы по ст 230 АПК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 230 АПК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.