Статья 303. Порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

(Утратила силу с 6 августа 2014 года - Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 186-ФЗ)

Комментарий к статье 303 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья определяет порядок рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ исходя из общих правил проведения судебного заседания. Этот порядок конкретизуется в гл. 12 Регламента арбитражных судов <1>.

--------------------------------
<1> См.: Регламент арбитражных судов в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 30 апреля 2009 г. N 33.

В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается, что единственным основанием принятия дела к производству Президиумом ВАС РФ является определение о передаче дела в Президиум, вынесенное коллегиальным составом судей ВАС РФ в соответствии со ст. 299 АПК РФ.

Никакие другие лица или органы не могут инициировать рассмотрение дела в Президиуме ВАС РФ.

Лицо, участвующее в деле, полагающее, что его права существенно нарушены судебным актом арбитражного суда, тем не менее не может обратиться непосредственно в Президиум ВАС РФ, поскольку такое обращение должно быть подано в ВАС РФ как орган, уполномоченный в соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 292 АПК РФ рассматривать дела в порядке надзора. Не может быть направлено непосредственно в Президиум ВАС РФ и представление прокурора, которое подается и рассматривается согласно правилам гл. 36 АПК РФ в том же порядке, что и заявление лиц, участвующих в деле.

Возможность рассмотрения дела непосредственно Президиумом ВАС РФ зависит от того, будут ли в судебном порядке в соответствии со ст. 299 АПК РФ установлены основания для передачи дела в Президиум.

Таким образом, АПК РФ гарантирует каждому лицу, участвующему в деле, право на обращение в ВАС РФ при соблюдении условий, предусмотренных ст. 292 АПК РФ, и устанавливает обязанность ВАС РФ в соответствии со ст. 295 Кодекса принять к своему производству всякое обращение, если оно соответствует установленным в гл. 36 АПК РФ требованиям. Вместе с тем в АПК РФ устанавливается порядок рассмотрения обращений, предусматривающий определенную последовательность действий (ст. 293 АПК РФ).

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи срок рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ не может превышать трех месяцев со дня вынесения определения суда о передаче дела в Президиум.

Норма о сроке рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ имеет целью обеспечение гарантий лицам, участвующим в деле, на судебную защиту в разумный срок. Стадия надзорного производства как дополнительная возможность пересмотра судебного акта, вступившего в законную силу, по общему правилу приводит к затягиванию процесса судебной защиты, сохранению неопределенности в положении сторон, задержке с исполнением судебного акта, что может создать сложности в плане соблюдения ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В этом смысле установление трехмесячного срока рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ создает условия для эффективного правосудия.

3. Правило о составе Президиума ВАС РФ, правомочного рассматривать дело, упомянутое в ч. 3, увязывается с положением п. 2 ст. 17 Закона об арбитражных судах, согласно которому Президиум ВАС РФ правомочен решать вопросы при наличии большинства его членов.

При этом следует иметь в виду, что состав Президиума как структуры ВАС РФ формируется в соответствии с Законом об арбитражных судах (ст. ст. 11, 15 АПК РФ), что имеет значение при оценке требования о надлежащем суде.

4. Важной гарантией того, что Президиум ВАС РФ рассматривает дело в процедуре открытого судебного разбирательства, является предусмотренное ч. 4 комментируемой статьи правило о праве лиц, участвующих в деле, участвовать и в заседании Президиума. Это право обеспечивается обязанностью ВАС РФ известить указанных лиц о времени и месте заседания Президиума, причем сделать это заблаговременно и в установленном АПК РФ порядке (ст. 302 АПК РФ). В заседании Президиума присутствуют и иные лица, например представители средств массовой информации. Кроме того, заседание Президиума транслируется в режиме реального времени в сети Интернет.

5. В положениях, содержащихся в ч. ч. 5 - 8 комментируемой статьи, определяется порядок в судебном заседании, проводимом в рамках рассмотрения дела Президиумом ВАС РФ.

В ч. 5 настоящей статьи предусмотрено, что на заседании Президиума ВАС РФ дело докладывается судьей ВАС РФ - докладчиком по данному делу.

В обязанности судьи-докладчика входит изложение обстоятельств дела, содержания принятых по данному делу судебных актов, доводов относительно пересмотра оспариваемого акта, оснований для пересмотра, а также содержания определения суда о передаче дела в Президиум с учетом полномочий ВАС РФ по проверке законности судебных актов и возможности их отмены или изменения в ограниченных случаях (ст. ст. 292, 304 АПК РФ).

В АПК РФ не определяется, кто может быть судьей-докладчиком, не говорится, может ли им быть судья, входивший в коллегиальный состав судей, рассматривавший заявление (представление) в порядке ст. 299 АПК РФ, или судья, входящий в состав Президиума ВАС РФ. Не исключается также возможность назначения нескольких, например двух, судей-докладчиков.

В связи с этим следует, по-видимому, исходить из того, что ограничения, касающиеся назначения судей-докладчиков по конкретному делу, связаны только с применением ст. 22 АПК РФ, т.е. судьей-докладчиком, как и судьей, входящим в состав Президиума ВАС РФ, рассматривающим конкретное дело, не могут быть судьи, которые ранее рассматривали это же дело в суде нижестоящей судебной инстанции.

6. В ч. 6 комментируемой статьи определяется порядок выступления в заседании Президиума ВАС РФ лиц, участвующих в деле, если они присутствуют в судебном заседании. Тем самым АПК РФ гарантирует лицам, участвующим в деле, их право быть выслушанными в суде, которое осуществляется как посредством предоставления им возможности дать устные объяснения по существу рассматриваемого дела, так и путем представления ими своих доводов в письменном виде.

7. В соответствии с ч. 7 Президиум ВАС РФ принимает постановление по результатам рассмотрения дела после завершения его слушания, в том числе после устных выступлений лиц, участвующих в деле. При этом устанавливается, что постановление принимается в закрытом совещании. Это означает, что при принятии постановления, обсуждении вопросов, связанных с рассмотрением дела, присутствуют только судьи - члены Президиума ВАС РФ, входящие в состав суда (Президиума), рассматривавшего конкретное дело.

Это правило гарантирует соблюдение требования о принятии решения в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей, установленного ч. ч. 3 - 5 ст. 167 АПК РФ.

8. При решении вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок Президиум ВАС РФ должен установить факт такого нарушения исходя из доводов заявителя, содержания судебных актов, материалов дела и с учетом ряда обстоятельств, имеющих значение при определении разумного срока судебного разбирательства по правилам ст. 6.1 АПК РФ (ч. 7.1 комментируемой статьи).

9. Важная гарантия независимости и беспристрастности суда содержится в ч. 8 комментируемой статьи, предусматривающей не только принятие постановления Президиума ВАС РФ большинством голосов, но и то, что председательствующий в заседании голосует последним. Учитывая, что председательствующим в заседании Президиума ВАС РФ в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 20 и п. 3 ст. 21 Закона об арбитражных судах всегда является должностное лицо ВАС РФ (Председатель ВАС РФ или его заместитель), то установление данного правила позволит избежать каких-либо сомнений в независимости суда при принятии постановления.

Устанавливаются и правила принятия постановления при равенстве голосов. При этом приоритет отдается оставлению неизменности оспариваемого судебного акта, если за его отмену и за оставление без изменения проголосовало равное количество судей - членов Президиума ВАС РФ, участвующих в его заседании.

10. В ч. 9 комментируемой статьи устанавливается правило о праве судьи на особое мнение при принятии постановления Президиума ВАС РФ и его опубликовании наряду с постановлением <1>.

--------------------------------
<1> См. также: п. 61.6 Регламента арбитражных судов в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 30 апреля 2009 г. N 33.

11. После принятия постановления его резолютивная часть излагается председательствующим в заседании Президиума ВАС РФ публично в том же судебном заседании.

Одновременно содержание резолютивной части постановления Президиума ВАС РФ по конкретному делу размещается на сайте ВАС РФ в Интернете для всеобщего сведения.

Другой комментарий к статье 303 АПК РФ

Президиум ВАС РФ рассматривает дела по пересмотру судебных актов в порядке надзора в соответствии с гл. 36 АПК РФ, Регламентом и Порядком организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в ВАС РФ, утверждаемым Председателем ВАС РФ.

Президиум ВАС РФ принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда о передаче дела в Президиум.

При этом Президиум ВАС РФ рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум.

В случаях, не терпящих отлагательства, Президиум может изменить очередность рассмотрения дел.

Очередность рассмотрения дел на заседании Президиума ВАС РФ определяется повесткой заседания, утверждаемой Президиумом ВАС РФ не позднее чем за неделю до проведения заседания.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела на заседании Президиума ВАС РФ Секретариатом Пленума и Президиума ВАС РФ по правилам, предусмотренным Кодексом.

Президиум ВАС РФ при утверждении повестки заседания Президиума назначает судью-докладчика (судей-докладчиков) по каждому делу из числа судей ВАС РФ.

Дело рассматривается Президиумом ВАС РФ в открытом судебном заседании, если иное не определено Кодексом.

Перед началом заседания Президиума Секретариат Пленума и Президиума ВАС РФ производит регистрацию лиц, участвующих в деле, явившихся на заседание Президиума, и информирует об этом Президиум.

Заседание Президиума ВАС РФ проводится в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников арбитражного процесса, при соблюдении порядка, установленного ст. ст. 153, 154 и 303 Кодекса.

Лица, участвующие в деле, а также иные лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях Президиума, допускаются в зал заседания Президиума до начала рассмотрения дела.

Представители средств массовой информации, аккредитованные при ВАС РФ, проходят в зал Президиума по аккредитационным удостоверениям, другие журналисты - по списку, представленному пресс-службой ВАС РФ.

Лицам, присутствующим на заседании Президиума ВАС РФ, не разрешается приносить в зал судебного заседания кино-, видео- и фотоаппаратуру, а также средства связи без специального разрешения.

Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенную судом кино- и фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению, не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени.

Председательствующий в судебном заседании открывает заседание Президиума ВАС РФ и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, информирует членов Президиума о явке в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей, выясняет вопрос о возможности слушания дела, руководит заседанием Президиума, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, принимает меры по обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка.

Рассмотрение дела в заседании Президиума ВАС РФ начинается с доклада судьи ВАС РФ - докладчика по данному делу, который излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум ВАС РФ.

По окончании доклада судья-докладчик отвечает на вопросы членов Президиума.

Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума ВАС РФ, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи-докладчика.

Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

Продолжительность выступления лиц, участвующих в деле, не должна превышать 10 минут.

По ходатайству лица, участвующего в деле, председательствующий вправе продлить время выступления.

После выступления лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, председательствующий объявляет рассмотрение дела законченным, после чего Президиум ВАС РФ переходит к принятию постановления в закрытом совещании.

Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов Президиума.

Никто из членов Президиума не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании Президиума голосует последним.

Член Президиума, не согласный с мнением большинства членов Президиума, голосовавших за принятие судебного акта, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение приобщается к материалам дела.

В судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора, председательствующим объявляется резолютивная часть принятого по результатам рассмотрения постановления Президиума ВАС РФ.

Информация о принятом постановлении Президиума ВАС РФ сразу же после объявления резолютивной части постановления размещается Секретариатом Пленума и Президиума ВАС РФ на сайте ВАС РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ должно соответствовать требованиям, предусмотренным в ст. 306 Кодекса, и быть подписано председательствующим в заседании Президиума.

Постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и размещается на сайте ВАС РФ.

При этом арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума ВАС РФ в полном объеме на сайте ВАС РФ практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной (п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14)).

Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума ВАС РФ.

См.: глава 12 Регламента арбитражных судов, утвержденного Постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7 (ред. от 04.03.2010).

Остались вопросы по ст 303 АПК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 303 АПК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.