(Утратила силу с 6 августа 2014 года - Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 186-ФЗ)
Комментарий к статье 305 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ
1. В комментируемой статье устанавливаются правомочия Президиума ВАС РФ по результатам рассмотрения дела в порядке надзора. Эти правомочия реализуются им в постановлении, принятием которого должно заканчиваться заседание Президиума ВАС РФ (ч. 7 ст. 303 АПК РФ).
Президиум ВАС РФ может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление (представление) - без удовлетворения, если в результате рассмотрения дела придет к выводу о законности оспариваемого судебного акта и об отсутствии оснований, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ, для его изменения или отмены.
2. Президиум ВАС РФ вправе отменить оспариваемый судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд (п. 2 ч. 1 комментируемой статьи). Такое постановление Президиум ВАС РФ может принять при наличии оснований, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ, если при этом нарушения, послужившие основанием для отмены или изменения судебного акта, не могут быть устранены Президиумом ВАС РФ в силу ограничения его полномочий рамками проверки законности судебного акта, невозможности изменения объема прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, в связи с их отсутствием в заседании Президиума ВАС РФ и по другим основаниям.
При этом Президиум ВАС РФ может указать на необходимость нового рассмотрения дела в ином составе судей. Данное обстоятельство важно иметь в виду во всех случаях, когда необходимы дополнительные гарантии независимости и беспристрастности суда или возникли сомнения в обеспечении этих гарантий, поскольку ст. 22 АПК РФ не ограничивает право судьи участвовать в повторном рассмотрении дела.
3. Согласно п. 3 ч. 1 Президиум ВАС РФ вправе отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Реализация указанного правомочия позволит завершить процесс, внести определенность в положение сторон и в целом преследует цель процессуальной экономии.
Однако принять указанное Постановление Президиум ВАС РФ может в тех случаях, когда речь идет об устранении или исправлении судебной ошибки, связанной с применением или толкованием нормы права, когда не требуется исследования либо оценки фактических обстоятельств по делу.
Новый судебный акт может быть принят Президиумом ВАС РФ только в том случае, если лицам, участвующим в деле, были обеспечены равные возможности для защиты своих прав, представления своих доводов и возражений при рассмотрении дела в Президиуме.
4. Президиум ВАС РФ вправе отменить судебный акт и прекратить производство по делу при наличии на то оснований, предусмотренных ст. 150 АПК РФ, в том числе если дело неподведомственно арбитражному суду (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ) либо стороны заключили мировое соглашение (ч. 2 ст. 150 АПК РФ), а также оставить иск без рассмотрения согласно ст. 148 АПК РФ.
5. В соответствии с п. 5 ч. 1 Президиум ВАС РФ вправе оставить без изменения один судебный акт из числа судебных актов, принятых по данному делу арбитражным судом (или арбитражными судами). При этом Президиум должен обосновать свой вывод ссылками на законность указанного акта, отсутствие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ.
6. Наряду с отменой оспариваемых судебных актов или без таковой Президиум ВАС РФ вправе присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи).
7. При отмене или изменении судебных актов Президиум ВАС РФ должен руководствоваться основаниями, предусмотренными в ст. 304 АПК РФ. На наличие этих оснований в каждом конкретном случае должно быть указано в постановлении Президиума.
8. Согласно ч. 3 комментируемой статьи указания Президиума ВАС РФ, изложенные в постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела, являются обязательными для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело. При этом Президиум может дать суду соответствующие предписания только в пределах своих полномочий, в части, касающейся вопросов применения и толкования норм права, обеспечивая тем самым защиту права, единообразие и правильность его применения. Президиум не может вмешиваться в осуществление нижестоящим судом своих полномочий.
9. Положение, содержащееся в ч. 4 комментируемой статьи, ограничивает Президиум ВАС РФ пределами его полномочий, связанных с проверкой законности судебных актов. Тем самым Кодекс обеспечивает гарантии независимости суда при новом рассмотрении дела и подчинения их только закону.
10. Постановление Президиума ВАС РФ должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 306 АПК РФ, а также быть подписано председательствующим в заседании Президиума (ч. ч. 5 и 6 комментируемой статьи).
Другой комментарий к статье 305 АПК РФ
1. Президиум ВАС РФ может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление - без удовлетворения, если в результате рассмотрения дела придет к выводу о законности оспариваемого судебного акта и об отсутствии оснований, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ, для его изменения или отмены.
См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 N 6758/08.
2. Норма, согласно которой Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе изменить или отменить решение, постановление и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, соответствует Конституции РФ, так как Президиум ВАС РФ, рассматривающий дело в порядке надзора, непосредственно не исследует доказательства и не устанавливает фактические обстоятельства.
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 03.02.1998 N 5-П.
3. Указания Президиума ВАС РФ обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 07.09.2010 N 17508/07.