Статья 299. Рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора

(Утратила силу с 6 августа 2014 года - Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 186-ФЗ)

Комментарий к статье 299 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Важным этапом надзорного производства является рассмотрение заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора коллегиальным составом судей, когда решается вопрос о наличии оснований для такого пересмотра.

В связи с этим формирование судебного состава для рассмотрения заявления (представления) о пересмотре судебного акта, рассмотрение указанного обращения в судебном заседании (без извещения лиц, участвующих в деле), установление срока рассмотрения данного обращения (ч. 1) свидетельствуют о судебной процедуре рассмотрения соответствующего обращения. При этом указание на рассмотрение заявления (представления) в отсутствие лиц, участвующих в деле, говорит о том, что в данном судебном заседании не должно рассматриваться дело по существу по правилам судопроизводства суда первой инстанции на основе принципа состязательности или по правилам судопроизводства судов апелляционной, кассационной инстанций (ст. ст. 266, 284 АПК РФ), когда бы имело значение участие в нем сторон. В этом судебном заседании суду надлежит в процедуре предварительного характера установить, дают ли содержащиеся в заявлении (представлении) доводы и аргументы возможность судить о наличии оснований, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ. Таким образом, в данном заседании дело по существу не рассматривается, а решается лишь вопрос о приемлемости заявления (представления) для его рассмотрения Президиумом ВАС РФ.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены правила формирования состава суда, компетентного рассматривать принятое к производству ВАС РФ заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора. При этом применяются правила ст. 18 АПК РФ, согласно которым при формировании судебного состава должны учитываться не только нагрузка и специализация судей, но и необходимость обеспечения их независимости и беспристрастности. В связи с этим состав суда для рассмотрения конкретного дела должен формироваться в порядке, который бы исключал влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

Кроме того, должна учитываться также очередность распределения между судьями поступающих в ВАС РФ обращений.

Такой порядок формирования состава суда является процессуальной гарантией реализации права сторон на надлежащий суд.

Это обстоятельство имеет особую значимость на данной стадии надзорного производства, поскольку лица, участвующие в деле, об этом судебном заседании не извещаются и в нем не участвуют (ч. 1 комментируемой статьи).

3. В ч. 3 комментируемой статьи содержится правило, согласно которому коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ (состав, сформированный в соответствии с ч. 2 настоящей статьи) в режиме судебного заседания решает в предварительной процедуре вопрос о приемлемости заявления (представления). Этот вопрос решается судом исходя из оценки доводов, изложенных в заявлении (представлении), а также исходя из содержания оспариваемого акта. На основе этих оценок суд определяет наличие или отсутствие оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора. При необходимости ВАС РФ может истребовать для этого дело из арбитражного суда.

Таким образом, стадия рассмотрения заявления (представления) в судебном заседании коллегиальным составом судей является необходимой стадией отбора дел для передачи их на рассмотрение Президиума ВАС РФ. Это своего рода фильтр, препятствие для попадания дела в Президиум ВАС РФ, который может отменить или изменить судебный акт только по основаниям, предусмотренным ст. 304 АПК РФ. Без такого отбора Президиум ВАС РФ не сможет выполнить конституционную функцию по обеспечению единообразия судебной практики, гарантировать законность и качество решений, содействовать развитию права, поскольку попытка исправить все судебные ошибки сделала бы высший судебный орган обычной, четвертой по счету, судебной инстанцией, заботящейся о конкретном деле.

Введение такой предварительной процедуры рассмотрения надзорных обращений посчитали оправданным и Конституционный Суд РФ <1>, и Европейский суд по правам человека <2>.

--------------------------------
<1> См., например: Постановления Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П; от 17 января 2008 г. N 1-П.
<2> См.: решения ЕСПЧ от 25 июня 2009 г. по делам N 6025/09 "Ковалева и другие против России", N 42600/05 "ООО "Линк Ойл" СПб. против России".

В связи с этим именно коллегиальному составу судей, решающему вопрос о приемлемости обращения, отводится особая роль в реализации основной задачи ВАС РФ по обеспечению правовой определенности, развития права, по формированию единообразной судебной практики. В этом смысле судебный состав действует от имени ВАС РФ, определяет, какие дела ему рассматривать, что является значимым с позиций развития права, публичных интересов и т.п., имея в виду при этом предусмотренные ст. 304 АПК РФ основания для отмены или изменения в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.

4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится о процессуальном оформлении результатов рассмотрения заявления (представления), когда судом устанавливается наличие оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора или (и) для присуждения компенсации. В этом случае суд выносит определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ, которое и будет для него процессуальным основанием для пересмотра судебного акта и решения вопроса о присуждении компенсации.

Указанное определение вместе с делом, истребованным из арбитражного суда, должно быть направлено в Президиум ВАС РФ.

5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи копии определения суда о передаче дела в Президиум ВАС РФ в пятидневный срок со дня его вынесения должны быть направлены лицам, участвующим в деле. При этом указанное определение фактически будет являться первым официальным документом, направляемым другим лицам, участвующим в деле, за исключением заявителя.

При этом лицам, участвующим в деле, должны быть направлены не только копии определения, но и копии заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, а также прилагаемых к нему документов, с тем чтобы была обеспечена возможность выслушать (узнать) позицию и других лиц, участвующих в деле. Они могут это осуществить посредством представления отзыва на заявление (представление) о пересмотре и возражений относительно пересмотра судебного акта в порядке надзора.

С учетом этого суду надлежит указать в определении не только возможность представления отзыва, но и срок, в течение которого этот отзыв может быть представлен.

При определении срока представления отзыва суду необходимо исходить из предполагаемого времени рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ, с тем чтобы была обеспечена возможность ознакомления с ним как членов Президиума ВАС РФ, так и лиц, участвующих в деле, до начала заседания Президиума ВАС РФ по конкретному делу.

6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи суду, рассматривающему заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, предоставляется право направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции, если дело в порядке кассационного производства не рассматривалось.

Таким образом, коллегиальный состав судей ВАС РФ на основании оценки доводов, содержащихся в заявлении (представлении), и содержания оспариваемого акта должен различать дела, подлежащие рассмотрению в Президиуме ВАС РФ (т.е. наиболее значимые с точки зрения судебной политики, интересов развития права, обеспечения единообразия судебной практики), и дела, при рассмотрении которых хотя и была допущена судебная ошибка, но она может быть исправлена в обычной судебной процедуре в порядке кассационного производства.

Компетенция, которой наделяется суд в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи, выходит за пределы решения вопроса о подсудности дела Президиуму ВАС РФ, поскольку в данном случае Суд указывает на наличие судебной ошибки, которая может быть исправлена при проверке судебного акта в порядке кассационного производства. Для этого дело направляется в арбитражный суд кассационной инстанции, если оно там ранее не рассматривалось.

Так, например, коллегиальный состав судей не нашел оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для передачи дела в Президиум ВАС РФ, однако с учетом того, что решение суда первой инстанции не проверялось в судах апелляционной и кассационной инстанций, Определением от 14 августа 2008 г. N 8385/08 направил дело в суд кассационной инстанции со ссылкой на ч. 6 комментируемой статьи.

При этом надо полагать, что ВАС РФ может направить дело в суд кассационной инстанции независимо от того, был ли пропущен срок на подачу кассационной жалобы и было ли заявителю отказано в его восстановлении (ст. 276 АПК РФ), поскольку ч. 6 комментируемой статьи не связывает с этими обстоятельствами право суда направить дело в кассационную инстанцию.

В связи с этим суд кассационной инстанции не должен возвращать лицу, участвующему в деле, заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, адресованное в ВАС РФ и направленное последним в порядке ч. 6 комментируемой статьи в суд кассационной инстанции, по основаниям, предусмотренным в п. 2 ч. 1 ст. 281 АПК РФ, или оставлять его без движения по правилам ст. 280 АПК РФ, а устранить возможные препятствия в процессе судебного разбирательства.

Коллегиальный состав судей ВАС РФ может направить дело в федеральный арбитражный суд округа также в случае, если заявление содержит требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, при условии что оно ранее не рассматривалось этим судом (ч. 6.1 комментируемой статьи).

7. Высший Арбитражный Суд РФ может направить дело в суд кассационной инстанции в порядке ч. ч. 6 и 6.1 комментируемой статьи только в том случае, если не найдет оснований, предусмотренных в ст. 304 АПК РФ, для передачи дела в Президиум ВАС РФ.

О направлении дела в суд кассационной инстанции должно быть вынесено определение. Согласно ч. 7 комментируемой статьи содержание этого определения может быть изложено и в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ <1>.

--------------------------------
<1> См., например: Определения ВАС РФ от 31 июля 2008 г. N 8902/08, от 8 августа 2008 г. N 8318/08 и др.

Таким образом, ч. 7 комментируемой статьи не исключает возможность вынесения как самостоятельного, отдельного определения о направлении дела в суд кассационной инстанции при отсутствии оснований для передачи дела в Президиум ВАС РФ, так и указания о направлении дела в кассационную инстанцию в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

В любом случае копия такого определения должна быть направлена лицам, участвующим в деле, а также суду кассационной инстанции, поскольку именно это определение является для суда кассационной инстанции основанием для проверки законности оспариваемого судебного акта в порядке кассационного производства.

8. Если по результатам рассмотрения заявления (представления) ВАС РФ не найдет оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, и не посчитает в связи с этим возможным "отобрать" данное конкретное дело как приемлемое для рассмотрения его в Президиуме ВАС РФ, то он должен вынести определение об отказе в передаче дела в Президиум для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Копия данного определения, согласно ч. 8 комментируемой статьи, должна быть направлена не позднее следующего дня после его вынесения тому лицу, которое ходатайствовало о пересмотре. Названное определение размещается также в электронных базах данных.

В АПК РФ не предусматривается обжалование данного определения. Отсутствие возможности обжалования определения суда об отказе в передаче дела для рассмотрения в Президиум ВАС РФ, с одной стороны, говорит об исключительном праве суда, образованного в соответствии с ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, решать вопрос о приемлемости дела для пересмотра в порядке надзора, с другой стороны, обеспечивает стабильность и правовую определенность в положении сторон.

9. В соответствии с ч. 8.1 комментируемой статьи коллегиальный состав судей ВАС РФ выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора, если при рассмотрении заявления (представления) установит наличие обстоятельств, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ. При этом в таком определении указывается на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по новым обстоятельствам по правилам гл. 37 АПК РФ. Тем самым на законодательном уровне закреплена возможность придания юридического значения правовым позициям Пленума и Президиума ВАС РФ, в том числе формулируемым при рассмотрении конкретного дела.

10. Положение, содержащееся в ч. 9 комментируемой статьи, ограничивает возможность обращения одного и того же лица в ВАС РФ с заявлением (представлением) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, если при этом нет других оснований для пересмотра, кроме тех, которые уже оценивались судом при рассмотрении обращения в порядке комментируемой статьи. Такое повторное обращение не должно приниматься к производству ВАС РФ, так как оно не соответствует установленным требованиям (ч. 2 ст. 295 АПК РФ).

Положение ч. 9 комментируемой статьи об однократности обращения одного и того же лица с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора направлено на обеспечение принципа правовой определенности, предполагающего стабильность в правоотношениях сторон.

С учетом этого и Конституционный Суд РФ не усмотрел наличия оснований для проверки конституционности положения, содержащегося в ч. 9 комментируемой статьи <1>. Определение суда об отказе в передаче дела на рассмотрение в Президиум ВАС РФ не лишает права других лиц, не обращавшихся с заявлением (представлением), обратиться в ВАС РФ в общем порядке в соответствии со ст. 292 АПК РФ.

--------------------------------
<1> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 408-О.

Другой комментарий к статье 299 АПК РФ

1. Введение предварительной процедуры рассмотрения надзорных жалоб (представлений), на которую не распространяются некоторые обязательные для иных судебных процедур процессуальные правила - об извещении и вызове сторон, о проведении судебного заседания и др., обусловлено целью обеспечить баланс публичного и частного интересов, не допустить превращение суда надзорной инстанции в обычную (ординарную) судебную инстанцию и исключить явно необоснованные обращения, что корреспондирует с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека, признающего возможность ограничения права на доступ к суду, в частности в связи с определением приемлемости жалобы, но при условии, что это право не будет ограничено таким образом или до такой степени, чтобы оказалась затронутой сама его сущность; допустимые ограничения данного права должны иметь законную цель, а между используемыми средствами и поставленной целью должна существовать разумная соразмерность.

Само по себе введение предварительной процедуры рассмотрения надзорных жалоб (представлений), в рамках которой определяются правовые основания для дальнейшего движения дела (истребования дела, передачи его для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции) исходя из доводов, изложенных в жалобе (представлении), и содержания обжалуемых судебных постановлений (материалов истребованного дела), отвечает правовой природе и предназначению надзорного производства и не может расцениваться как несовместимое с правом каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство, притом что при рассмотрении дела по существу судом надзорной инстанции в отношении сторон и иных участвующих в нем лиц обеспечивается соблюдение основных процессуальных принципов и гарантий.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2008 N 1-П; Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 516-О.

Вступившие в силу решения, вынесенные арбитражными судами в пользу компании-заявителя, не могли пересматриваться бесконечно, а только один раз, в высшей судебной инстанции, по требованию противной стороны, по ограниченному количеству оснований и в ясно установленный и ограниченный срок. В результате процедура, примененная в настоящем деле, не была несовместима с принципом правовой определенности, провозглашенным в Конвенции. По мнению Европейского суда, учрежденная таким образом надзорная процедура может рассматриваться как завершающий элемент в цепи внутренних средств правовой защиты, имеющихся в распоряжении сторон, а не как чрезвычайное средство возобновления судебного разбирательства по делу.

Европейский суд, таким образом, не усматривает нарушений требования правовой определенности в связи с пересмотром судебных актов в порядке надзора по настоящему делу.

Тот факт, что постановления, вынесенные в пользу компании-заявителя, вступили в силу до их пересмотра в порядке надзора, не изменяет вывода Европейского суда. Во-первых, исполнение судебного акта было в соответствии с законом приостановлено судом до рассмотрения дела в порядке надзора. Во-вторых, вступившее в силу решение необязательно является окончательным с точки зрения Конвенции. Так, в ряде государств-участников высшая судебная инстанция выносит окончательные решения после вступления в силу решений нижестоящих судов. Такая ситуация сама по себе не является несовместимой с принципом правовой определенности.

См.: решения ЕСПЧ от 25.06.2009 "По вопросу приемлемости жалобы N 42600/05 "ООО "Линк Ойл СПб" (OOO Link Oil SPb) против Российской Федерации", "По вопросу приемлемости жалобы N 6025/09 "Галина Васильевна Ковалева и другие (Galina Vasilyevna Kovaleva and Others) против Российской Федерации".

2. Коллегия судей ВАС РФ может направить дело в федеральный арбитражный суд округа в порядке ч. ч. 6 и 6.1 ст. 299 АПК РФ только в том случае, если не найдет оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для передачи дела в Президиум ВАС РФ.

См., например: Определения ВАС РФ от 31.07.2008 N 8902/08, от 08.08.2008 N 8318/08 и др.

3. Определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора не подлежит обжалованию.

См., например: Определение КС РФ от 16.11.2006 N 516-О.

4. Положение, содержащееся в ч. 9 ст. 299 АПК РФ, ограничивает возможность повторного обращения одного и того же лица в ВАС РФ с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

См.: Определение КС РФ от 21.12.2004 N 408-О.

Остались вопросы по ст 299 АПК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 299 АПК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.