Статья 53. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Комментарий к статье 53 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья во многом сходна со ст. 52 АПК РФ, ибо оба процессуальных института представляют собой защиту интересов других лиц органами, специально на то уполномоченными.

Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) при наличии двух обстоятельств. Во-первых, федеральным законом должны быть предусмотрены случаи, когда государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы могут обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением или заявлением. Во-вторых, такое обращение указанных органов должно быть осуществлено в защиту публичных интересов.

2. Для того чтобы определить, что государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган обращаются в арбитражный суд в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, в заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд (ч. 2 комментируемой статьи). В заявлении указывается норма АПК РФ или иного федерального закона, на основании которого орган обращается в суд в защиту чужих интересов.

К государственным органам, указанным в комментируемой статье, относятся органы государственной власти (Федеральная налоговая служба РФ, иные органы федеральной исполнительной власти), представительные и исполнительные органы субъектов РФ (правительство субъекта РФ, министерства и пр.). К органам местного самоуправления относятся как законодательные, так и исполнительные органы (администрация города и пр.).

В соответствии с ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций. Согласно НК РФ Федеральная налоговая служба выступает в защиту публичных интересов государства как субъекта налоговых правоотношений, а также отношений, связанных со взиманием сборов и обязательных платежей. Соответственно инспекции ФНС России действуют в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, в интересах государства, предъявляя заявления в арбитражный суд. В соответствии с Законом о банкротстве налоговые органы являются уполномоченными органами и в силу закона уполномочены подавать заявления в арбитражный суд о банкротстве отсутствующих должников и пр.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" уполномочивает инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ обращаться в арбитражный суд.

Федеральный исполнительный орган по рынку ценных бумаг в силу прямого указания в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных российским законодательством (п. 20 ст. 42 Закона).

Необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией <1>.

--------------------------------
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11. П. 12.

3. Важным условием участия субъектов, перечисленных в комментируемой статье, в арбитражном процессе является защита публичного интереса. Закон не дает понятия публичного интереса. Однако анализ дел, возбуждаемых судом по инициативе названных органов, свидетельствует, что публичный интерес связан с интересами государства как публично-правового образования.

4. Согласно ч. 3 комментируемой статьи орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Указанные органы не являются участниками спорных материально-правовых правоотношений, поэтому не выступают истцами по делу, в науке их называют квазиистцами, процессуальными истцами. Такой подход подчеркивает, что по процессуальному положению указанные органы приравниваются к истцам, но в действительности ими не являются.

Поскольку субъекты, перечисленные в комментируемой статье, являются лицами, участвующими в деле, постольку они обладают всеми правами, перечисленными в ст. 41 АПК РФ. Исходя из того что закон приравнивает права субъектов, указанных в комментируемой статье, к процессуальным правам истца, на них распространяются и процессуальные права, которыми обладает исключительно истец: отказ от иска полностью или в части, изменение предмета и основания иска, увеличение или уменьшение исковых требований. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 139 АПК РФ субъекты, названные в комментируемой статье, не вправе заключать мировое соглашение. Это право принадлежит исключительно сторонам.

5. Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Другой комментарий к статье 53 АПК РФ

Право государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд ограничено указанием на защищаемые таким способом публичные интересы и случаи, предусмотренные федеральным законом. Такие полномочия имеют своим следствием еще один случай (помимо прокурора) появления в арбитражном процессе так называемого процессуального истца, поскольку такие органы в этом случае пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

К примеру, за органами местного самоуправления в практике арбитражных судов признавалось право предъявлять требования о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, заявления о признании незаконными действий государственных органов, нарушающих имущественные права и интересы муниципального образования, в том числе его экономические интересы.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 6870/08, от 23.11.2010 N 10062/10, от 05.04.2006 N 12747/05.

Орган, осуществляющий строительный надзор, вправе в защиту публичных интересов обратиться в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, созданной без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

См.: п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Кроме того, за налоговыми органами в определенный период признавалось право на обращение в арбитражный суд с исками о признании сделок недействительными.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 07.06.2005 N 2748/05, N 924/05, от 11.05.2005 N 16221/04, от 15.03.2005 N 13885/04.

При этом необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

См.: п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Положение ч. 2 комментируемой статьи о праве граждан и организаций обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц подлежит применению с учетом положений гл. 28.2 настоящего Кодекса.

Остались вопросы по ст 53 АПК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 53 АПК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.