Статья 59. Ведение дел в арбитражном суде через представителей

1. Граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Ведение дела лично не лишает гражданина права иметь представителей.

2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю.

3. Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица .

4. Дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций.

От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

5. Часть утратила силу с 5 апреля 2005 года - Федеральный закон от 31 марта 2005 года N 25-ФЗ.

5. Часть утратила силу с 5 апреля 2005 года - Федеральный закон от 31 марта 2005 года N 25-ФЗ.

6. Представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц, указанных в статье 60 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 59 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая глава регулирует институт представительства в арбитражном процессе. Значение данного института трудно переоценить. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, и нормы АПК РФ о представительстве помогают реализовать данное конституционное положение. Участниками арбитражного процесса могут выступать граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя; не всегда такие граждане обладают юридическими знаниями, процессуальной дееспособностью (в последнем случае возникает необходимость в законных представителях). Организации всегда действуют через органы или представителей. Таким образом, без института представительства рассмотрение дел стало бы невозможным.

Нормы данной главы применяются при производстве в арбитражном суде любой инстанции и при рассмотрении любых дел по всем видам производства в арбитражном процессе.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, так же как и другие процессуальные кодексы, не раскрывает понятие представительства. Традиционно под представительством понимается совершение одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) процессуальных действий в интересах последнего с целью создания, изменения, прекращения для последнего прав и обязанностей в рамках предоставленных полномочий <1>.

--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. М.: БЕК, 2003. С. 149 (автор главы - И.В. Решетникова).

Представительство в суде возможно в интересах лиц, участвующих в деле (истца и ответчика, заявителей и заинтересованных лиц - по делам неисковых видов производства, третьих лиц, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, обратившихся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ). К числу лиц, участвующих в деле, относится и прокурор, однако прокурор участвует в арбитражном процессе без представителя в силу наличия высшего юридического образования.

Если лицом, участвующим в деле, выступает гражданин (независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя), такой гражданин вправе вести свое дело в суде через представителя или лично. АПК РФ специально предусматривает, что личное участие в деле гражданина не лишает его права пригласить для участия в судебном заседании представителей. Если лицом, участвующим в деле, выступает организация, то в таком случае альтернатива отсутствует - организация всегда действует через представителей.

2. Хотя по общему правилу гражданин может выбирать, вести ли свое дело в суде через представителя или лично, имеют место случаи обязательного (законного) представительства граждан (ч. 2 комментируемой статьи). Права полностью недееспособных граждан или граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в суде их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители).

В соответствии со ст. 21 ГК РФ полную дееспособность граждане приобретают по общему правилу с 18 лет. Кроме того, полная дееспособность приобретается при вступлении в брак до достижения совершеннолетия (ч. 2 ст. 21 ГК РФ) и при эмансипации (ст. 27 ГК РФ). Следовательно, интересы лиц, не достигших совершеннолетия, не вступивших в брак и неэмансипированных, в арбитражном процессе представляют родители, усыновители, опекуны или попечители.

Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Интересы такого недееспособного в суде представляет опекун. Согласно ст. 30 ГК РФ гражданин может быть ограничен в дееспособности, если он вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Лица, ограниченные в дееспособности, вправе совершать только мелкие бытовые сделки; совершать иные сделки, получать заработок, пенсию, другие доходы и распоряжаться ими они могут только с согласия попечителя. По таким делам интересы гражданина, ограниченного в дееспособности, в суде должен представлять попечитель. По делам, не связанным с распоряжением имуществом или заработком (доходами), гражданин вправе лично защищать свои интересы в арбитражном суде.

Законные представители имеют право обратиться за квалифицированной юридической помощью.

3. По ч. 3 комментируемой статьи "представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица". В судебной практике возникал вопрос: могут ли выступать в арбитражном суде представителями граждан лица, не имеющие юридического образования? В информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дается следующий ответ: в соответствии с ч. 3 ст. 59 АПК РФ представителями граждан могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Следовательно, представителями граждан в арбитражном суде могут быть и лица, не имеющие юридического образования.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций.

Органы юридического лица бывают единоличными (начальник, директор, президент и пр.) и коллективными (общее собрание акционеров, правление и т.д.). Полномочия органов юридического лица определяются законом и учредительными документами. Указанные органы могут поручить ведение дела в арбитражном суде представителю.

В арбитражном процессе особенно актуален вопрос об участии филиалов и представительств юридического лица в процессе. Полномочия руководителя филиала или представительства подтверждаются доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве), либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала <1>.

--------------------------------
<1> Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". П. 20.

В соответствии со ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. АПК РФ конкретизирует это правило и устанавливает, что от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

В отношении представительства государственных органов сохраняет свою актуальность разъяснение, данное Высшим Арбитражным Судом РФ в письме от 11 сентября 2002 г. N С2-7/УЗ-851 "О представительстве в арбитражном суде государственного органа". В судебной практике возникают вопросы о том, кто может представлять в суде высшие органы государственной власти Российской Федерации, в том числе Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, когда они выступают в суде по вопросам, связанным с реализацией их полномочий. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Следовательно, при рассмотрении в арбитражных судах дел представительство в суде высших органов государственной власти Российской Федерации, в том числе Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления могут по их поручению осуществлять подведомственные им органы и организации через лиц, состоящих в их штате.

5. Часть 5 комментируемой статьи была исключена, и теперь статья приведена в полное соответствие с позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан". Конституционный Суд РФ пришел к выводу о неконституционности данной нормы по следующим основаниям: "Согласно части 5 статьи 59 АПК Российской Федерации представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты. Содержащееся в ней (как и в пункте 4 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации") ограничение на выбор представителя в арбитражном суде не может быть оправдано вытекающим из статьи 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации правом законодателя установить критерии квалифицированной юридической помощи и обусловленные ими требования к лицам, которые могут выступать в качестве представителей в арбитражном процессе, поскольку данное ограничение связывается лишь с организационно-правовой формой представляемого.

В отличие от организаций граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе выбирать в качестве своих представителей в арбитражном суде не только адвокатов, но и иных оказывающих юридическую помощь лиц (часть 3 статьи 59 АПК Российской Федерации). Не делает закон исключений и для случаев, когда организации и граждане, будучи участниками процесса по одному делу, имеют противоположные интересы.

Таким образом, государство, допуская в действующей системе правового регулирования возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей организаций штатных сотрудников либо адвокатов, а в качестве представителей граждан - иных, помимо адвокатов, лиц, оказывающих юридическую помощь, тем самым, по существу, не предъявляет особых требований к качеству предоставляемой юридической помощи и, следовательно, не гарантирует ее надлежащий уровень, а потому не вправе возлагать на организации обязанность выбирать в качестве представителей только адвокатов или содержать юристов в штате".

6. Часть 6 комментируемой статьи называет общие требования, которые предъявляются к любому лицу, с тем чтобы оно могло быть допущено к участию в деле в качестве представителя. Названные требования должны быть в совокупности, отсутствие одного из них исключает участие в деле лица в качестве представителя:

а) лицо должно быть дееспособным (согласно ст. 21 ГК РФ полная дееспособность возникает при достижении 18-летнего возраста, за исключением случаев вступления в брак до достижения совершеннолетия и при эмансипации. В таких случаях полная дееспособность приобретается ранее достижения 18-летнего возраста);

б) лицо не должно входить в круг лиц, перечисленных в ст. 60 АПК РФ (см. комментарий к данной статье);

в) полномочия лица должны быть надлежащим образом оформлены и подтверждены в суде. Порядок оформления полномочий представителя регулируется ст. 61 АПК РФ.

Другой комментарий к статье 59 АПК РФ

1. Общественные отношения по поводу оказания юридической помощи находятся во взаимосвязи с реализацией соответствующими субъектами конституционной обязанности государства по обеспечению надлежащих гарантий доступа каждого к правовым услугам и возможности привлечения каждым лицом, заинтересованным в совершении юридически значимых действий, квалифицированных специалистов в области права, именно поэтому они воплощают в себе публичный интерес, а оказание юридических услуг имеет публично-правовое значение.

Публичные начала в природе отношений по оказанию юридической помощи обусловлены также тем, что, возникая в связи с реализацией права на судебную защиту, они протекают во взаимосвязи с функционированием институтов судебной власти. Соответственно, право на получение квалифицированной юридической помощи, выступая гарантией защиты прав, свобод и законных интересов, одновременно является одной из предпосылок надлежащего осуществления правосудия, обеспечивая его состязательный характер и равноправие сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).

См., например: Постановление КС РФ от 23.01.2007 N 1-П.

2. Реализации права на судебную защиту наряду с другими правовыми средствами служит институт судебного представительства, обеспечивающий заинтересованному лицу получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ), а в случаях невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве - доступ к правосудию.

Однако при этом он должен обеспечивать баланс публичных интересов и прав и законных интересов лица при выборе представителя для судебной защиты, не допуская несоразмерного ограничения как права на судебную защиту, так и права на получение квалифицированной юридической помощи. Данное требование является обязательным для законодателя и при определении условий и критериев допуска представителей организаций для участия от ее имени в арбитражном процессе.

См., например: Постановление КС РФ от 16.07.2004 N 15-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан".

3. Государство в действующей системе правового регулирования, по существу, не предъявляет особых требований к качеству предоставляемой юридической помощи и, следовательно, не гарантирует ее надлежащий уровень, а потому не вправе возлагать на организации обязанность выбирать в качестве представителей только адвокатов или содержать юристов в штате.

См., например: Постановление КС РФ от 16.07.2004 N 15-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан".

Остались вопросы по ст 59 АПК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 59 АПК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.